История дизайна люстры: от классики до современности

26 августа 2024

Сегодня вряд ли кого может удивить разнообразие световых приборов, используемых в освещении домов, квартир, офисов. Но все-таки первый взгляд при входе в помещение почти всегда устремляется на потолок, где царит люстра. Она не только обеспечивает яркий верхний свет, но и создает важный акцент в интерьере. История ее дизайна тянется сквозь века, отражая изменения в культуре и технологиях.

Люстры – с чего все начиналось

Верхнее освещение потребовалось, когда появились большие дворцы и храмы. Изначально это были простые конструкции из дерева и металла, источником света служили свечи. О старинных люстрах напоминают современные светильники Kevin Reilly из коллекции Altar. Дизайнер сумел не только воссоздать внешний облик восковых свечей, но и искусно имитировал волшебное сияние открытого пламени.

Эпоху Ренессанса в XV-XVI веках символизирует знаменитая люстра итальянского мастера Бенедетто да Майано, которую он создал для Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции. С XVIII века люстры начали активно использоваться в европейских дворцах. На них появились различные украшения и декоративные элементы в виде хрустальных подвесок, что позволяло создавать необычные световые эффекты. Роскошные светильники были одним из показателей состоятельности владельца замка.

С появлением электричества в XIX веке люстры обрели новый дизайн и стали более разнообразными по форме, размеру, материалам, часто составляя единый ансамбль с бра и торшерами. Одним из первых, кто адаптировал свои работы под электрическое освещение, стал американский дизайнер Луис Комфорт Тиффани. Его знаменитые витражные люстры сочетали в себе красоту стекла и функциональность света, что сделало их иконами стиля арт-нуво.

Современные люстры

XX век стал временем экспериментов и новых форм. Дизайнеры начали отходить от традиционных конструкций, использовать нестандартные материалы и их необычные сочетания. В ход шли не только латунь, стекло, хрусталь, но и текстиль, дерево, кожа, переработанное вторсырье. А появление светодиодов по своей значимости для освещения вполне сопоставимо с открытием электричества. Сегодня возможности дизайнеров светового оборудования практически не имеют границ.

  • Плафоны в виде хрустальных ваз с рифленой поверхностью, установленные на прозрачной пластине из закаленного стекла, распространяют вокруг мягкий рассеянный свет. Это известная люстра французского промышленного дизайнера Philippe Starck.
  • Люстры из коллекции Terzani Core – образец точного расчета и простой геометрии. Металлические стержни, изогнутые под разными углами, непостижимым образом складываются в изящную полусферу, наполненную светодиодными лампами. Волшебный светотеневой рисунок на окружающих поверхностях завораживает взгляд.
  • Хрустальные люстры от GlCrystal поражают воображение своим разнообразием. Здесь и классические варианты с подвесками, и парящие под потолком имитации ювелирных украшений, изготовленные из кристаллов разной формы, огранки, цвета.

На примере истории дизайна люстры можно проследить, как на протяжении веков изменялось общество, культура, технологии. Долгий путь от деревянного колеса со свечами на ободе, подвешенного к балке, до сложных современных систем освещения, управляемых на расстоянии, не изменил отношения к люстре как к важному элементу интерьера. Она сохраняет за собой право формировать световое настроение и отвечает за наполнение пространства комфортным освещением.